Воскресенье, 05.07.2020, 19:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт учителя информатики

Меню сайта
Категории раздела
Для учителя [11]
Для учащихся [12]
Классному руководителю [4]
Рабочие программы и КТП [21]
Разработки уроков [14]
Проекты [3]
Для родителей [5]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Рабочие программы и КТП

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Мир информатики» для 5 классов
[ Скачать с сервера (290.5 Kb) ] 26.11.2016, 06:33

1. Пояснительная записка.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение предмета  «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.

Все ускоряющиеся темпы общественного развития  влекут за собой необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества: школа должна готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивизм. За порогом школы более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта.

 Наблюдаемый в последние десятилетия лавинообразный рост информации требует от человека умений и навыков информационной деятельности – деятельности по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, основывающейся на использовании средств ИКТ. Изменение характера социальных требований к системе образования  связаны также и с тем, что в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше остается тот, кто способен оперативно находить информацию и использовать её для решения своих проблем.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Создать условия, которые  позволят молодому человеку не только познакомиться с основами наук, но и присвоить  различные  схемы освоения опыта, помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у учащихся познавательные интересы средствами современных образовательных технологий, развитием критического мышления и занимательности.

В любой предметной области может быть выделен информационный аспект,  выявлены виды информационной деятельности и адекватные им виды учебной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, осуществляемые инвариантными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе – поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах.

Данная программа составлена для реализации общеинтеллектуального направления (по ФГОС) и научно-технической направленности (по лицензии). Внеурочная деятельность «Мир информатики» направлена на достижение следующей цели:

-     приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

 

Для достижения комплекса поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
  • включение в учебный процесс содержания, направленного на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера;
  • создание условий для овладения основными универсальными умениями информационного характера;
  • формирование у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;
  • формирование у учащихся умения и навыков информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;
  • организация работы в виртуальных лабораториях, направленных на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создание условий для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

 

2. Общая характеристика программы.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир информатики» модифицированная, составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, учебного плана, на основе примерной программы по информатике основного общего образования, авторской программы и тематического планирования учебного материала по информатике Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/), программы по внеурочной деятельности «В мире информатики» для 5 класса (автор Краснова М.В. http://kopilkaurokov.ru/informatika/planirovanie/116410), с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов.

Учебным пособием выступает дополнительный компонент УМК по информатике: учебник по информатике для 5 класса Босова Л. Л., Босова А. Ю., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 (Задачник).

Обучение информатике и ИКТ в 5 классе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных  личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования,  для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Сегодня человек  обучаемый, стал успешней человека обученного. Результаты обучения – это многокомпонентная система, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы.

Результаты современного школьного образования (личностные, метапредметные и предметные) - изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

Изучение данного курса внеурочной деятельности  в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

усиление межпредметных связей в  школьном образовании;

пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения данной программы  в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

1.Показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

2.организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

3.организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

4.создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

В основу представляемого внеурочного курса «Мир информатики» для 5 класса положены такие принципы как:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильный курс) классах.

2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий. Учить надо настоящему, либо – если что-то слишком сложно для школьников – не учить этому вовсе.

3. Практическая ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

3. Место программы в учебном плане.

Данная программа рассчитана на 34 часа -  по 1 часу в неделю, продолжительность занятий 40 минут как внеурочная деятельность учащихся 5 класса.

Название темы

Количество часов

общее

практика

1

Компьютер для начинающих

8

8

2

Информация вокруг нас

15

9

3

Информационные технологии

11

10

 

Итого:

34

27

 

Исходя из психолого-педагогической характеристики класса в программе:

  • предусматривается проведение проектных уроков, направленных на самостоятельное активное познание (исходя из индивидуальных особенностей ученика)
  • предусматривается подготовка практических работ, исходя из принципа избыточности задания;
  • на тему «Метод координат» отводится 2 часа (а не 1- по программе) с целью мотивации творческой активности учеников)
  • в теме «Методы преобразование информации» предполагается решение логических задач разного уровня сложности (в том числе олимпиадных задач по информатике и математике).
  • запланированное сквозное повторение позволяет освободить время в конце года для организации компьютерного практикума.
  • предусматривается проведение творческих практических работ как на уроке, так и в ходе выполнения домашнего задания.

Программу полностью смотрите в приложенном файле

 

Категория: Рабочие программы и КТП | Добавил: LinaMaltseva2013
Просмотров: 442 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar