Пятница, 10.07.2020, 19:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт учителя информатики

Меню сайта
Категории раздела
Для учителя [11]
Для учащихся [12]
Классному руководителю [4]
Рабочие программы и КТП [21]
Разработки уроков [14]
Проекты [3]
Для родителей [5]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки уроков

Разработка открытого урока по информатике в 9 классе по теме Сортировка и поиск данных
[ Скачать с сервера (8.05 Mb) ] 01.12.2016, 20:21

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнем наш урок. Вы находитесь в кабинете повышенной опасности, поэтому требования ТБ необходимо помнить (выполнять все распоряжения учителя, как правильно сидеть за компьютером, в случае появления запаха гари обязательно предупредить учителя и т. д.).

  Эпиграфом нашего урока я взяла слова известного французского писателя - лингвиста Гюстава Гийома "Дорогу осилит идущий, а информатику - мыслящий". Вы со мной согласны?

2. Актуализация изучаемого материала. Просмотр видеофрагмента «Электронные таблицы и базы данных» с использованием технологии INSERT. Для этого в процессе просмотра видеоролика учащиеся делают пометки в рабочих листах.

Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы слушаете, соответствует тому, что вы знаете;

если то, что вы слушаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы слушаете, является для вас новым;

? если то, что вы слушаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

информация

пометка

Электронная таблица – это программа для обработки числовых данных

 

В ячейки электронной таблицы можно записывать данные различных типов

 

В ячейки электронной таблицы можно записывать формулы

 

Формулы начинаются со знака равно

 

Имена ячеек записываются в виде буквы для обозначения столбца и цифры для обозначения строки

 

Электронная таблица может использоваться для  вычислений

 

При копировании (смещении) формулы также смещаются адреса ячеек, которые в них используются

 

Если ячейка, используемая в формуле пустая, ее значение принимается равным нулю

 

Если необходимо, чтобы адрес ячейки при копировании не менялся, то перед именем строки или (и) столбца нужно поставить знак $

 

Формулы могут использовать значения, вычисленные по другим формулам

 

Если меняется значение ячейки, используемой в формуле, вычисление по данной формуле производится заново

 

База данных – это данные представленные неким образом (например, табличным) и предназначенные для обработки компьютером

 

Система управления базами данных (СУБД) называются  программные средства обработки данных

 

Реляционная база данных – это база данных, представленная в виде таблиц, и обрабатываемая определенным образом

 

Решение задачи на поиск информации в базе данных

 

 

3. Повторение ранее изученного материала.

Скажите ребята, какие факты из видеофрагмента уже были вам известны, а какие являются новыми? Чтобы вы хотели узнать получше?

 

А теперь присядь за компьютеры, не более чем по три человека, откройте папку «Сортировка и поиск данных на рабочем столе», найдите файл «Кроссворд». Сейчас мы выясним, насколько хорошо вы помните тему «Электронные таблицы». Приступаем к решению кроссворда (групповая работа), кроссворд будем разгадывать следующим образом:

 

 1-2 слово группа 1 за 1 ПК

3-4 слово группа 2 за 2 ПК

5-6 слово группа 3 за 3 ПК

7-8 слово группа 4 за 4 ПК

9-10 слово группа 5 за 5 ПК

 

 

 

Кроссворд по теме «Электронные таблицы».

 

По горизонтали:                                

1. Область электронной таблицы, обозначенная целыми числами (строка).

2 . Область электронной таблицы, обозначенная буквами латинского алфавита (столбец).

3. Объект электронной таблицы, предназначенный для наглядного представления данных в графическом виде (диаграмма).

4.  По умолчанию, ссылки на ячейки в формулах рассматриваются как …..(относительные).

5. Группа смежных ячеек, образующая прямоугольную область (диапазон).

6.  Операция, используемая для автоматического заполнения ячеек одинаковыми  числовыми и текстовыми данными (копирование).

7. Какие ссылки при перемещении или копировании не изменяются (абсолютные).

8. С этого знака начинается формула (равно).

9. Минимальным элементом электронной таблицы является (ячейка).

10. Имя ячейки, состоящее из имени строки и имени столбца  (адрес).

Какое ключевое слово вы можете мне назвать?

Ключевое слово кроссворда СОРТИРОВКА. А что оно означает?

Запишите  ключевое слово в рабочий лист.

 

4. Изучение нового материала.

Можно ли проводить сортировку средствами Excel? Сегодня мы будем учиться это делать. Назовите мне тему нашего урока. Запишите ее в рабочий лист.

Откройте файл Определения  и прочитайте 

Определение 1. Сортировка данных в табличных БД – расположение данных в определенном порядке (по возрастанию или убыванию).

Определение 2. Поиск данных в табличных БД осуществляется с помощью фильтра.

Определение 3. Фильтры делятся на простые и составные

Условия в фильтре содержат операторы сравнения:

 для числовых данных =, >, <, >=, <=, <>

для текстовых данных -Равно-Начинается с …-Не начинается с …-Заканчивается на …-Не заканчивается на …-Содержит-Не содержит.

5. Физминутка.

- Ребята, встаньте, пожалуйста.

- Выстройтесь по росту.

- А теперь постройтесь так, как вы стоите на физкультуре. 

Как вы думаете, что мы сейчас с вами делали? Правильно вы выполняли сортировку, простую в первом случае, и составную – во втором случае.

6. Обучающая практическая работа.

Попробуем использовать эти возможности Excel на практике. Вернитесь на свои места к компьютерам, откройте файл «Страны мира».

 

А. Выполните сортировку данных поля Территория по убыванию

Выделите диапазон ячеек С1:С18, данные которого требуется сортировать.

Откройте меню Данные и выберите команду Сортировка

В появившемся диалоговом окне появится список предполагаемых действий – «автоматически расширить выделенный диапазон» и «сортировка в пределах указанного выделения».

Сначала выберите «сортировка в пределах указанного выделения»

В раскрывшемся списке Сортировать по выберите поле, по которому будет выполняться сортировка и с помощью переключателей установите необходимый порядок сортировки. Щёлкните по кнопке «ОК»

В диалоговом окне выберите действие «автоматически расширить выделенный диапазон» и далее, как в предыдущем случае

 

Б. Выполните сортировку поля Глава государства по возрастанию и поля Население по убыванию

 

В меню выберите: Данные à Сортировка

В диалоговом окне «Сортировка диапазона»: 

в списке «Сортировать по» выберите столбец «Глава государства» и установите переключатель в положение «по возрастанию»,

в списке «Затем по» выберите столбец «Население» и установите переключатель в положение «по убыванию».


 

В. Выполните сложную сортировку по трём полям: сначала по полю Глава государства по убыванию, затем по полю Официальный язык по возрастанию и по полю Страна по возрастанию

 

В меню выберите: Данные à Сортировка

В диалоговом окне  «Сортировка диапазона»: 

в списке «Сортировать по» выберите столбец «Глава государства» и установите переключатель в положение «по убыванию»,

в списке «Затем по» выберите столбец «Официальный язык» и установите переключатель в положение «по возрастанию»,

в списке «В последнюю очередь» выберите столбец «Страна» и установите переключатель в положение «по возрастанию».

 

7. Закрепление нового материала

Вспомните, пожалуйста, как решалось последнее задание из видеофрагмента. Подобные  задания включены в ЕГЭ. Попробуйте свои силы в его самостоятельном решении.

Задача. Во фраг­мен­те базы дан­ных пред­став­ле­ны све­де­ния о род­ствен­ных от­но­ше­ни­ях.

 

Таб­ли­ца 1

ID

Фа­ми­лия_И.О.

Пол

1108

Козак Е.Р.

Ж

1010

Ко­то­ва М.С.

Ж

1047

Лацис Н.Б.

Ж

1037

Белых С.Б.

Ж

1083

Пет­рич В.И.

Ж

1025

Са­ен­ко А.И.

Ж

1071

Белых А.И.

М

1012

Белых И.А.

М

1098

Белых Т.А.

М

1096

Белых Я.А.

М

1051

Му­га­бе Р.Х

М

1121

Пет­рич Л.Р.

М

1086

Пет­рич Р.С.

М

 

Таб­ли­ца 2

ID_Ро­ди­те­ля

ID_Ре­бен­ка

1010

1071

1012

1071

1010

1083

1012

1083

1025

1086

1047

1096

1071

1096

1047

1098

1071

1098

1083

1108

1086

1108

1083

1121

1086

1121

 

                    

Опре­де­ли­те на ос­но­ва­нии при­ве­ден­ных дан­ных фа­ми­лию и ини­ци­а­лы внуч­ки Белых И.А.

 1) Белых С.Б.

2) Козак Е.Р.

3) Пет­рич В.И.

4) Пет­рич Л.Р.

 

По­яс­не­ние.

Из пер­вой таб­ли­цы опре­де­ля­ем, что id Белых И.А. 1012.

Из вто­рой опре­де­ля­ем, что та­ко­му id со­от­вет­ству­ет id 1071 и 1083.

Из пер­вой опре­де­ля­ем, что таким id со­от­вет­ству­ет Белых А.И и Пет­рич В.И. (эта строч­ка не­обя­за­тель­на)

Из вто­рой опре­де­ля­ем, что таким id со­от­вет­ству­ет 1096, 1098, 1108, 1121.

Из пер­вой опре­де­ля­ем, что толь­ко 1108 — де­воч­ка.

Сле­до­ва­тель­но, ответ Козак Е.Р. (2)

Запишите ответ в рабочий лист.

 

8.  Творческое задание.  Составить табличную база данных, состоящую не менее, чем из 10 записей по одной из тем:

 

9. Подведение итогов

Ребята, оцените свою работу на уроке.  

Поднимите руки те, кто сегодня получил «5». Теперь поднимите руки те, кто сегодня получил «4». Надеюсь «3» и «2» нет.

Нарисуйте мне в уголке смайлик, который отражает ваше настроение в данный момент

Категория: Разработки уроков | Добавил: LinaMaltseva2013
Просмотров: 494 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar