Воскресенье, 05.07.2020, 20:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт учителя информатики

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Применение интерактивных технологий в современном образовании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение интерактивных технологий

в современном образовании

Главная задача современного образования — не просто дать ученику фундаментальные знания,
а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации,
развить склонность к самообразованию.

Современную образовательную систему характеризуют:

  • сжатые сроки обучения
  • большой объем получаемой информации
  • серьезные требования к уровню знаний, навыков и умений ученика.

Одна из главных задач для современного учителя – сделать процесс обучения интересным для
учеников, динамичным и современным. И в этом педагогам пришли на помощь интерактивные

технологии. Появление интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе влечет за собой
и значительное изменение привычных функций педагога, который, подобно своим ученикам, теперь
выступает в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант.

Введение ФГОС поставило перед школой задачу, которая предполагает воспитание гражданина
современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного
образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Именно применение
интерактивных технологий, по моему мнению, позволяет решать поставленные обществом задачи,
а также полностью соответствуют требованиям современных ФГОС.

Интерактивные образовательные технологии в условиях перехода к ФГОС позволяют существенно
расширить спектр качеств, развиваемых у учащихся в ходе учебного процесса; усилить
образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные
образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. Успешное обучение с помощью интерактивных технологий гарантированно при выполнении следующих условий:

  1. Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
  2. Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
  3. Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
  4. Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
  5. Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Применение интерактивных технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса.

В настоящее время все большее количество школ оснащает свои классы интерактивными досками. Их использование во время занятия дает учащимся возможность увидеть реалистичные 2-D и 3-D модели объектов изучения, наблюдать за их изменениями и управлять ими, просто касаясь доски руками. Подобная технология позволяет реализовывать принципы интерактивного обучения на практике.

Таким образом,  можно выделить ряд преимуществ  обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого ученика;

  • появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;
  • в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;
  • активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки.

Самореализация учащихся в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации учащихся.

Методы интерактивного обучения ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Они необязательно должны быть связаны с использованием информационных технологий. Но в современном мире сложно представить обучение без использования компьютерных технологий.

К сожалению, на данный момент не существует четкой классификации интерактивных методов обучения. Возможно, это связано с тем, что нет четкого разграничения активных и интерактивных методов обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным. Анализируя работы Г. С. Хархановой, О. А. Голубковой, А. Ю. Прилепо, Т. С. Паниной, Л. Н. Вавиловой, можно выделить следующие группы интерактивных методов:

дискуссионные методы

· диалог
· групповая дискуссия
· разбор и анализ жизненных ситуаций
игровые методы

· дидактические игры
· творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, 
· организационно-деятельностные игры
· контригры

психологическая группа интерактивных методов

· сенситивный и коммуникативный тренинг
· эмпатия.

 Для внедрения интерактивного обучения целесообразно использовать следующие методы:

  1. Работа в малых группах – по 2, 3, 4 человека.
  2. Лекции с проблемным изложением.
  3. Урок-семинар (дебаты, дискуссия).
  4. Эвристическая беседа.
  5. Деловая игра.
  6. Урок с использованием мультимедийных средств.
  7. Мозговой штурм
  8. Тренинг.

Использование различных информационных технологий, например интерактивной доски, помогут сделать выше перечисленные методы более интенсивными, динамичными, увлекательными и современными.

Для реализации этих методов на различных этапах урока учитель может воспользоваться следующими техниками:

Эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе помогут такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена».

На этапе «Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач урока» целесообразно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения с помощью таких методов, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы».

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал учащимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать учеников в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Светофор». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Автобусная остановка».

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Для завершения урока можно использовать такие методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

 Таким образом, подводя итог, можно выделить основные возможности интерактивных технологий:

  • интерактивные технологии в современном образовании обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
  • исследователи выяснили, что когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 
  • интерактивные технологии  обучения позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
  • интерактивные технологии обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. 
  • повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности.

Игровая форма разбора и презентации учебного  материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в разных легитимных формах.

Важно также отметить, что передача учащимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.

Таким образом, использование интерактивных технологий позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

 

Список использованной литературы:

 

1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.

2. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.

3. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. - №112.

4. http://www.polymedia.ru/podderzhka/spravochnik/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/

5. http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465.html

6.http://katerinabushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/ikt_v_obrazovanii/informacionnye_tekhnologii_i_interaktivnoe_obuchenie/4-1-0-3

 

Категория: Мои статьи | Добавил: LinaMaltseva2013 (26.04.2015)
Просмотров: 1308 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar